Ситулы колоколообразной формы — один из самых распространенных сосудов в Греции и окрестностях. Несмотря на их общность, есть особенности, которые делают некоторые из этих сосудов менее распространенными по сравнению с остальными. И именно этот рельефный декор иногда их украшает.
Образец ситулы этого типа принадлежит Василу Бойкову и является частью его большой и поистине впечатляющей коллекции, насчитывающей более 3000 предметов старины.
Рассматриваемая бронзовая ситула в форме колокола сохранилась в очень хорошем состоянии и имеет темно-зеленую патину. Имея обычную яйцевидную форму, ситула имеет несколько интересных элементов, украшающих тело. Прямо под ободком проходит линия лесбийского кимата.
С небольшой стороны, лесбийский кымат представляет собой непрерывную орнаментальную полосу, которая обычно состоит из листьев сердцевидной формы, разделенных копьевидными стрелами.
Ситула с рельефными фигурами, полный вид
Однако эта декоративная полоска – не единственный узор, украшающий изделие. Вокруг тела бронзовой ситулы проходит целая тема. Хорошо сохранившаяся сцена содержит две бегущие рельефные фигуры: грека и амазонку.
Грек обнажен, его одежда обмотана вокруг левой руки и слегка развевается за спиной. Вместо того, чтобы выглядеть несколько статичным, образ грека кажется движущимся, подчеркнутый тщательно проработанными деталями. Он носит шлем коринфского типа, и его лицо остается открытым. В правой руке он держит меч, а в левой — щит.
Бегущая амазонка изображена в коротком хитоне с длинными рукавами, закрывающими руки, и слегка облегающими штанами. И снова явный намек на движение, тонко представленный гиматием, вздымающимся за ее спиной. Ее голова покрыта чепцом, в левой руке она держит щит, а в правой — топор.
Детали бронзовых рельефных фигурок ситулы
Вся сцена выделена деревьями и ветвями. Этот пейзаж, столь далекий от многолюдных сражений, делает две рельефные фигуры совершенно уникальными.
Интересно то, что этот точный выбор репрезентации еще больше расширяет использование цифр. Они извлечены из более крупных сцен, поэтому все внимание сосредоточено на них. Других символических или фигуральных отвлекающих факторов нет.
По разным источникам и обсуждениям, ситулы с рельефным декором начали изготавливать в последние годы V в. до н.э. Однако этот подход продолжался как минимум до третьей четверти IV века. Образец Василия Бойкова помещен в начале серии и датируется 400-375 гг. до н.э.
Есть, конечно, и другие примеры с интересными сценами, изображенными на теле. Часть в Берлине представляет сцену с Персеем с одной стороны и Медузой с другой. На другом фрагменте, на этот раз найденном в Пастрово, Болгария, изображен Дионис с одной стороны ситулы и сидящий юноша перед гермафродитом с другой.
Многие другие артефакты, принадлежащие коллекции Василя Бойкова, хранятся в разных регионах и местах, включая Южную Италию, Василиово в Болгарии, Пруссия в Малой Азии и других.