Содержание
Изображение предоставлено Globalnerdy
Эффект Стрейзанд — это непреднамеренное последствие попыток удалить, скрыть или подвергнуть цензуре информацию, когда эти усилия вместо этого приводят к обратным результатам, повышая осведомленность об этой информации. Название происходит от Американская актриса и иск певицы Барбры Стрейзанд против фотографа в 2003 году, который привлек внимание к фотографии, которую она подала в суд за удаление из Интернета.
Происхождение истории
Иск Барбры был подан против Кеннета Адельмана, фотографа, который является основателем проекта California Coastal Records, для которого он фотографировал береговую линию штата с вертолета и размещал снимки в Интернете. Кеннет уточнил, что фотографии были бесплатными для некоммерческого использования и использовались государственными организациями для научных исследований.
Среди более чем 12 000 фотографий побережья Калифорнии была одна фотография, на которой запечатлен особняк Стрейзанд в Малибу. Стрейзанд, которую в прошлом преследовали и преследовали фанаты, подала в суд на 50 миллионов долларов, утверждая, что фотография нарушила ее конфиденциальность и показала, как получить доступ к ее дому.
На момент подачи иска картинку скачали всего 6 раз. В том числе дважды со стороны адвокатов Стрейзанд. Иск получил широкую огласку, после чего последовал всплеск интереса и активности. За месяц после подачи иска снимок был просмотрен более 420 000 раз и репостнут в новостных статьях и на других сайтах Интернета. Таким образом, попытки Стрейзанд скрыть картину сделали ее исключительно более популярной, чем могла бы быть в противном случае. Иск был отклонен, и ей было приказано выплатить Адельману судебные издержки по этому делу в размере 177 000 долларов. Снимок до сих пор широко публикуется в Интернете.
Откуда взялся термин
Термин «эффект Стрейзанд» был введен писателем Майком Масником в 2005 году, который назвал этот эффект в статье, которую он написал для веб-сайта Techdirt, о курорте, который пытался удалить фотографии своих писсуаров с веб-сайта с коллекцией изображений писсуаров. Масник назвал эффект этого явления, сравнивая эффект запроса курорта об удалении фотографий с попыткой Стрейзанд удалить фотографию ее дома. Этот термин становится все более популярным. Вероятно, осведомленность об этом термине возрастает каждый раз, когда он применяется к новому примеру явления.
Масник завершил свою статью заключительным заявлением. Он спрашивает: «Сколько времени пройдет, прежде чем юристы поймут, что простая попытка подавить в Интернете то, что им не нравится, скорее всего, приведет к тому, что то, что большинство людей никогда, никогда не увидит… теперь увидят еще много людей? Назовем это эффектом Стрейзанд».
Эквивалентное высказывание на китайском языке
Это явление также известно в китайской культуре. Оно описывается идиомой чэнъюй yù gài mí zhang, что переводится как «желающий прикрыть, заметнее». Подобное выражение появилось еще в IV веке до нашей эры.
Примеры эффекта Стрейзанд в действии
После судебного процесса со Стрейзанд эффект Стрейзанд случался много раз. Особенно в эпоху цифровых технологий, когда информация распространяется так быстро.
В 2008 году сообщение в блоге, описывающее недостатки в деятельности Церкви Саентологии, привело к удалению со стороны Церкви. Вместо того, чтобы исчезнуть, информация распространилась по Интернету, что привело к еще большему распространению и критике Церкви.
В 2009 году британская юридическая фирма Carter-Ruck пыталась опровергнуть сообщение о своем клиенте Trafigura. Это фирма, занимающаяся торговлей сырьевыми товарами, которая была замешана в скандале с токсичными отходами. Приказ о неразглашении информации первоначально помешал The Guardian сообщать об этой проблеме. Судья отменил этот приказ после бурного общественного протеста и распространения информации в Интернете.
В 2012 году высокий суд Великобритании обязал 5 интернет-провайдеров ограничить доступ к The Pirate Bay. Это файлообменник. Последующее освещение этого решения в средствах массовой информации привело к увеличению числа посещений сайта более чем на 10 миллионов человек.
Сила эффекта Стрейзанд
Эффект Стрейзанд показывает огромную силу социальных сетей и Интернета в распространении данных и информации. Это также иллюстрирует негативную реакцию, которая может возникнуть в результате попыток ее исчезнуть. Цифровая эпоха изменила контроль над данными. Оно перешло от тех, кто обладает традиционной властью (таких как бренды, знаменитости и правительства), к более широкой общественности.
Этот эффект заставляет крупные бренды, знаменитостей, компании и учреждения задуматься о том, как они потенциально могут обращаться с вредной информацией. Попытка удалить такую информацию часто может усугубить ситуацию. Это может даже нанести больший ущерб репутации, чем игнорирование или открытое обращение к ней.